Калибровка — это процесс настройки параметров тахографа в соответствии с особенностями конкретного транспортного средства. Ее целью является правильное фиксирование рабочих показателей и мониторинг графика труда и отдыха водителя. В процессе калибровки учитывается влияние условий эксплуатации автомобиля, таких как вибрация, температура, тип дорожного покрытия и другие факторы. Частота проведения калибровки зависит от региона, типа транспортного средства и специфики профессиональной деятельности водителя. Обычно она выполняется раз в 2-3 года.
Точность работы тахографа и его соответствие нормам регулирующих органов напрямую зависят от правильной калибровки. Например, при неправильной настройке тахограф стандарта ЕСТР может не соответствовать требованиям Евросоюза, что грозит владельцу автомобиля серьезными штрафами за нарушение законодательства.
В настоящее время основное внимание уделяется калибровке цифровых тахографов, которые записывают информацию в блок криптографической защиты. С развитием технологий аналоговые приборы постепенно уходят в прошлое, и в современных автомобилях устанавливаются цифровые устройства, требующие более точной настройки.
Калибровка и активация тахографа необходимы для обеспечения корректного регистрирования данных о движении автомобиля, скорости, времени в пути, режимах работы и отдыха водителя.
Внимание! Калибровка тахографа — это точная настройка прибора по характеристикам конкретной машины. Во время процедуры в память устройства вносят данные о владельце ТС, размере колес, предельной скорости движения, идентификационный и государственный регистрационный номера, а также ряд других параметров.
Частота проведения калибровки
Важно отметить, что для корректной работы тахографического устройства, контролирующего режим труда и отдыха водителей, необходимо учитывать ситуацию, в которой его настраивают. Существуют различные виды калибровки криптографического защищенного прибора: первичная, повторная, внеплановая.
Первичная калибровка выполняется при установке устройства на автомобиль. Когда владелец техники принимает решение установить тахограф, он приобретает его, и в процессе установки производится точная настройка устройства с учетом параметров транспортного средства.
Повторная настройка тахографического устройства
Она выполняется:
- для тахографов ЕСТР проводится раз в два года;
- для тахографов СКЗИ требуется каждые три года с заменой блока СКЗИ;
- при изменении государственного номера транспортного средства (VRN) или идентификационного номера автомобиля (VIN);
- при изменении диаметра шин на любом колесе основной оси:
- при нарушении пломбировки;
- после ремонта автомобиля или перемещения устройства на другой транспорт.
Калибровка тахографа СКЗИ обязательна при внесении изменений в конструкцию автомобиля, что может привести к изменению характеристического коэффициента W.
Если речь идет о российском тахографическом оборудовании с блоком НКМ, перенастройка тахографа должна проводиться не реже одного раза в три года, а также она выполняется после замены или ремонта устройства.
Настройку рекомендуется проводить перед отправкой автомобиля в международные экспедиции или на технический осмотр. Если водитель часто проезжает большие расстояния, регулярная проверка требуется чаще, чем при редком использовании.
Основным показателем необходимости калибровки является срок действия. На тахографе указывается дата следующей проверки и ее продолжительность. Невыполнение калибровки в установленные сроки может повлечь за собой штрафные санкции со стороны ГИБДД.
Требования к установке и калибровке тахографа в 2024 году
В 2024 году требования к установке и калибровке тахографа осуществляются в соответствии с регламентом, утвержденным приказом №440 Минтранса России.
Процедура включает в себя следующие шаги:
- Коррекция временных показателей с учетом часового пояса региона.
- Установка ограничений скоростного режима для автомобиля в тахографе.
- Подтверждение или обновление основных коэффициентов (W, K, VIN, VRN и эффективной длины окружности колес).
Профессионалы настраивают тахограф, учитывая особенности транспортного средства. После этого проводится тестирование полученных данных с их последующей коррекцией.
Полученная информация также записывается в память прибора (время, дата, данные транспортного средства и показания одометра), для чего используется блок СКЗИ (НКМ). Затем специалисты устанавливают пломбы на тахограф, включая датчики и разъемы, чтобы исключить несанкционированный доступ к устройству.
Важно! Осуществлять калибровку можно только в мастерской, которая прошла аккредитацию ФБУ «Росавтотранс» и имеет разрешение ФСБ для проведения работ, связанных с программированием блока криптографической защиты.
Самостоятельно проводить работы запрещено, так как должна быть лицензия ФСБ на работы с шифровальными (криптографическими) устройствами.
Проверить официальность мастерской можно на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Какие штрафы предусмотрены за пропуск калибровки тахографа
Игнорирование процедуры калибровки тахографа является прямым нарушением правил его использования. Если тахограф не откалиброван, это фактически означает его отсутствие в автомобиле.
Согласно статье 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, нарушителям грозят следующие штрафы:
- водителю — от 3 до 5 тысяч рублей;
- юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей;
- должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей;
- индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч рублей.
Инспекторы проверяют дату последней калибровки (не позднее чем раз в 3 года для устройств СКЗИ и раз в 2 года для устройств категории ЕСТР), а также проверяют государственный номер и VIN автомобиля. Данные о калибровке также проверяются во время технического осмотра автомобиля, оборудованного тахографом.
Внимание! С точки зрения российского законодательства, проведение настройки тахографа СКЗИ подтверждает исключительно распечатка технических данных из памяти устройства. Именно этот документ потребуют представители ГИБДД или УГАДН. Сертификат и табличка на авто не считаются юридически значимыми, но лишними не будут.
Как производится калибровка тахографа
Процедура калибровки тахографа начинается с осмотра прибора и проверки номеров деталей для их сопоставления. Выявляются возможные поломки, влияющие на точность измерений. Затем калибратор подключается к тахографу с помощью специального кабеля, после чего на экране появляется меню для выбора типа тахографа и калибровочных параметров.
Далее проводится проверка точности измерений на различных скоростных режимах. Водителю предстоит проехать определенное расстояние с разной скоростью для сравнения показаний с реальными значениями. Если необходимо скорректировать данные, то калибровочные коэффициенты изменяются в памяти тахографа.
После завершения процедуры калибровки в памяти тахографа сохраняются новые параметры, что обеспечивает точный учет скорости и времени движения автомобиля. Кроме скорости также проверяются и корректируются сигналы от датчиков, регистрирующих различные события водителя: переключение передач, включение зажигания и начало/завершение перерывов.
Работы выполняются в следующем порядке:
- На стенде производится осмотр прибора для выявления неисправностей и нарушений в процессе эксплуатации. Специалист проверяет тахограф на наличие пломб и целостность корпуса. Затем самописец анализирует признаки неисправностей и вмешательств, проверяются подключенные датчики и провода.
- Выполняется дорожная калибровка с корректировкой основных параметров.
- Проверяется техническое состояние автомобиля, контролируется индекс W, проводится анализ и коррекция работы датчика движения и внутренних часов прибора.
- Осуществляется проверка и коррекция погрешностей измерений. Возможно, будет произведена прошивка прибора с записью информации в память.
- Производится пломбировка откалиброванного тахографа на местах соединения датчиков.
- По завершении работ составляется акт калибровки и активации тахографа, после чего транспортное средство возвращается владельцу. В документе отражаются результаты калибровки, ОКПД-идентификатор калибровки и данные о специалисте. Также устанавливается штрихкод, соответствующий схеме пломбировки.
Проверка считается успешной, если все показатели соответствуют установленным нормам образца.