Зачем нужен блок СКЗИ в тахографе и какие функции он выполняет?
Блок средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в тахографе предназначен для шифрования и обработки данных. Он выполняет следующие задачи:
- Проверка подлинности водителей и других пользователей, имеющих доступ к тахографу, таких как владельцы транспортных средств, авторизованные сервисные центры, ГИБДД и Ространснадзор.
- Генерация квалифицированной электронной подписи.
- Запись информации о скорости, маршрутах и режимах работы водителей.
- Определение координат и времени работы транспортного средства с использованием систем ГЛОНАСС/GPS.
- Хранение всех данных в защищенном и неизменяемом виде.
Ответственность за выполнение этих функций лежит на навигационно-криптографическом модуле (НКМ), который является частью блока СКЗИ. Поэтому устройство часто обозначается как блок СКЗИ (НКМ).
Обязательное наличие блока СКЗИ предусмотрено для цифровых тахографов, установленных на грузовиках и автобусах, движущихся по дорогам России. Это требование закреплено в Приказе Минтранса №440 от 28.11.2020 (Приложение 1). Некоторые из тахографов, для которых обязательно присутствие блока СКЗИ:
- АТОЛ Drive 5
- АТОЛ Drive Smart
- Штрих Taxo Rus (в различных модификациях)
- VDO DTCO 3283
- Меркурий ТА-001
- ТЦА-02НК
- КАСБИ SMART
- МИКАС
Когда следует менять блок СКЗИ
В каждом российском тахографе необходимо проводить плановую замену блока СКЗИ каждые 3 года по истечении срока его службы. По прошествии этого периода ресурсы хранения данных в памяти блока истощаются, что приводит к невозможности его нормального функционирования и к неработоспособности самого тахографа.
Срок действия СКЗИ (НКМ) указывается на распечатке из тахографа и в программах для работы с данными тахографического контроля. Если блок не будет заменен вовремя, на тахографе начнут появляться ошибки, такие как "НКМ заблокирован", "Неисправность НКМ", "Нет связи с НКМ", "Сбой в работе СКЗИ", "Ошибка аутентификации" (при вставке карты водителя) и другие. Некоторые модели тахографов могут предупреждать заранее о необходимости замены блока СКЗИ, например, за 14 дней до окончания его срока службы.
ВНЕПЛАНОВАЯ ЗАМЕНА СКЗИ
- При изменении регистрационных данных транспортного средства.
- При смене владельца (собственника) автомобиля.
- При смене госномера автомобиля.
- При перемещении тахографа с одного автомобиля на другой.
- При поломке тахографа или неисправности самого блока СКЗИ.
Стоимость замены блока СКЗИ "под ключ" начинается от 20 000 рублей.
Эта сумма включает в себя:
- приобретение нового блока — от 17 000 рублей;
- услуги мастерской по замене блока — от 3000 рублей.
Такие издержки на замену СКЗИ объясняются необходимостью лицензирования и сертификации, соблюдением требований по криптографической безопасности информации, а также выполнением различных правил и регуляций.
Процедура замены СКЗИ
Только мастерские, имеющие аккредитацию от ФСБ на работу с криптографической защитой информации, могут проводить замену СКЗИ. Эти мастерские должны иметь специалистов с соответствующими допусками и специализированное помещение для работы с тахографами. Требования к таким мастерским регламентируются Приказом Минтранса №320 от 21.08.2020. Чтобы убедиться в законности работы мастерской, можно проверить ее статус на сайте ФБУ "Росавтотранс" или воспользоваться рейтингом проверенных мастерских.
Процедура замены блока СКЗИ осуществляется в соответствии с правилами, изложенными в Приказе №440 (Приложение 4), а также с учетом дополнительных государственных стандартов и технической документации производителя.
Шаги по замене СКЗИ
- Извлечение тахографа из транспортного средства.
- Деактивация и демонтаж старого блока СКЗИ.
- Выгрузка данных из памяти блока для передачи владельцу.
- Удаление данных из памяти блока.
- Уведомление ФБУ "Росавтотранс" о выводе блока из эксплуатации.
- Установка нового блока СКЗИ в тахограф.
- Активация нового блока.
- Запрос на получение сертификата ключей проверки электронной подписи у ФБУ "Росавтотранс".
- Установка тахографа с новым блоком на транспортное средство.
- Повторная настройка (калибровка) тахографа.
С начала 2021 года, при условии выполнения определенных требований, повторная метрологическая поверка тахографа после замены блока СКЗИ может быть необязательной. Эти условия прописаны в Приказе №440:
1) Замена блока СКЗИ должна соответствовать технической документации производителя тахографа и блока СКЗИ.
2) Результаты поверки нового блока должны быть зарегистрированы в ФГИС "АРШИН".
3) Работы по замене блока и настройке не должны влиять на метрологические характеристики тахографа.
Действия после замены блока СКЗИ
- Передача демонтированного блока владельцу с распиской на ответственное хранение на 12 месяцев.
- Через год блок должен быть утилизирован в присутствии комиссии из сотрудников автопарка и мастерской.
- После утилизации мастерская составляет акт и уведомляет ФБУ "Росавтотранс" об утилизации.
Чтобы избежать ошибок при замене блока СКЗИ, рекомендуется обращаться в профессиональные мастерские. При соблюдении всех необходимых регламентов и требований вероятность возникновения проблем минимальна.
В редких случаях ошибки могут появиться из-за выявленных неисправностей тахографа, датчиков, периферии или проблем с программным обеспечением в процессе установки. Также стоит учитывать возможность возникновения проблем с блоком НКМ из-за заводского брака. Диагностика, проверка работоспособности и исправление недочетов — это задача квалифицированной мастерской.
Важно, чтобы владелец транспортного средства предоставил точные данные об автомобиле и компании для записи в блок СКЗИ при активации и передаче в ФБУ "Росавтотранс". Неточности в предоставленных сведениях могут привести к неправильной работе оборудования и штрафам за нарушение требований по эксплуатации тахографов.